Как ребята учатся ориентироваться в удивительном мире речевых звуков





Продолжаем рассказывать о том, как наши дошкольники учатся ориентироваться в удивительном мире речевых звуков. Звук – единица абстрактная. Его нельзя как букву написать своей рукой, нарисовать, вырезать. Дети часто путают понятия «звук» - «буква», «гласные и согласные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки», с трудом применяют в своей речи эти термины. Специальные упражнения и приёмы на занятиях по подготовке к обучению грамоте помогают дошкольникам осознать, что такое «звук», не просто услышать, но и «прочувствовать» его.
Перед зеркалом дети произносят звук и наблюдают за движениями губ и языка, учатся ощущать, как меняется положение органов артикуляции при произношении похожих звуков.
Упражнение «Экранчик» помогает определить, длинная или короткая воздушная струя образуется при произношении звука.
Чтобы ответить на вопрос педагога о том, какой они произносят согласный звук: звонкий или глухой, ребята прикладывают к горлу ладонь обратной стороной и ощущают вибрацию голосовых связок («колокольчик звенит») – значит звук звонкий, а если «колокольчик не звенит» - звук глухой. А ещё можно закрыть ушки руками, произнести звук и послушать, звенит ли голосок в ушах.
Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Учитель-логопед: Махова В.В.
Ждём ваши отзывы и комментарии! ♥️